Концепция развития школы

 

Концепция  развития школы

На современном уровне развития цивилизации значительно возрастают требования к качеству образования и воспитания.

В новой образовательной ситуации, сложившейся после принятия Декрета Президента №15 от 17 июля 2008 года «Об отдельных вопросах общего среднего образования» развитие общего среднего образования осуществляются путем общесистемных преобразований: перехода на новую структуру школы, где основной формой дифференциации стал факультатив, введения нового учебного плана, новых программ и учебников,проведения ЦТ и др.

Вполне очевидно, что развитие человечества приобретает все более динамичный характер. Об этом свидетельствует анализ любой сферы общественной жизни.

Смена идей, знаний, технологий происходит скорее, чем смена человеческого поколения. А это означает, что при обычном, традиционном образовании научить человека на всю жизнь невозможно не только в хорошей школе, но и в самом лучшем университете.

Что же делать?

При организации деятельности в создавшейся ситуации важно переосмыслить всю нормативную базу, адаптировать её к реальным условиям школы, класса, группы; важно для каждого педагога перенормировать свою деятельность таким образом, чтобы в новых условиях достигался максимально возможный эффект.

Обновление системы образования в Республике Беларусь ориентирует на новую модель выпускника школы. Это человек -гражданин своего Отечества, патриот, владеющий нравственными ориентациями на социально значимые ценности, это саморазвивающаяся личности с высоким уровнем культуры, ведущая здоровый образ жизни, способной адаптироваться, функционировать в обществе, самостоятельно и осознанно осуществлять выбор будущей профессиональной деятельности, активно включаться в решение задач социально — экономического развития страны.

Соответственно школа должна обеспечить максимально возможный в её условиях уровень развития  каждой личности, её социально — психологическую защищённость, создать условия для повышения качества образования, реализации природосообразных возможностей и способностей учащихся.

Одним из наиболее целостных и эффективных подходов, который может реализовать эти задачи, является реализация образовательных запросов учащихся и их родителей. Целостность, открытость, адаптивность и личностная ориентированность модели являются её ключевыми свойствами. Она основана на создании для учащихся образовательной среды, которая позволяет строить индивидуальные траектории развития для каждого ученика с учётом его индивидуальных, возрастных и психолого — педагогических особенностей, формирует ответственность за своё образование, предоставляет свободу осознанного выбора. Модель позволяет в ограниченном «объёме» существенно расширить возможности образовательного учреждения, более эффективно использовать его потенциал и образовательные ресурсы. При этом преимуществом представленной модели является то, что она разработана и опробована в обыкновенных школах в рамках нормативного финансирования и рассчитана на работу с детьми, обучающимися, в основном, по месту жительства.

Проблема апробации модели общеобразовательной личностно ориентированной школы является стратегическим направлением в развитии школы. В течение пяти лет планируется поэтапно через углубление системы дифференцированного, дополнительного образования обеспечить  повышение роли факультативных занятий как механизма образования и профессионального самоопределения.

Следовательно, существует потребность и объективные возможности через углубление системы дифференциации школы создать модель личностно ориентированной школы.

Личностно ориентированное  обучение  является  способом  дифференциации  и  индивидуализации  обучения,  позволяющим  за  счёт  изменений  в  организации  и  содержании  учебно – воспитательного  процесса  наиболее  полно  учитывать  интересы,  склонности  и  способности  учащихся,  создавать  условия  для  обучения  старшеклассников в  соответствии с  их  последующим  профессиональным  выбором.