Октябрята

 

Октябрята – это первая ступень члена Белорусской республиканской пионерской организации, подготовка детей младшего школьного возраста к переходу на новую ступень пионера-исследователя.

Вступление в ряды октябрят БРПО – важный момент в жизни первоклассников. В этот день в дружине желательно провести праздник, так как воспитательный смысл этого события состоит в том, чтобы первоклассники почувствовали себя частью общешкольного пионерского коллектива, ощутили на себе заботу и внимание пионеров.

Праздник надолго запоминается детям благодаря своей красочности, эмоциональности. Октябрята впервые присутствуют на пионерской линейке. В момент торжественного приема в октябрята первоклассники ощущают себя частью пионерской дружины.

Совет пионерской дружины решает, где и когда состоится такой праздник. Его можно провести в стенах своего учебного заведения, а возможен вариант и вне школы: музей, воинская часть, районный или городской дом или дворец детей и молодежи (внешкольное учреждение).

Прием в октябрята может проходить в несколько этапов, и разбит на несколько дней. Необязательно их проводить каждый день, можно провести эти дни в течение двух недель. Предлагаем примерное проведение этих дней. Педагог-организатор вместе с пионерским активом может выбрать, добавить и другие дни по своему усмотрению, в зависимости от возможности школы и подготовленности пионерского актива.

Второклассники уже хорошо знают друг друга, привыкли к школе, к своему классному коллективу, подружились со своими вожатыми-пионерами. Они более самостоятельны. За год дети накопили определенный опыт участия в общественной, трудовой и организаторской деятельности, поэтому в дальнейшем следует предоставить им большую возможность для проявления инициативы, активности и самостоятельности.

Наряду с усложнениями учебной деятельности второклассников, в процессе которой совершенствуются и развиваются такие психические функции, как восприятие, внимание, память, мышление, идет усложнение трудовых, общественных, организаторских видов деятельности, способствующих совершенствованию нравственного развития ребенка, формированию его общественной активности.

В начале нового учебного года идет комплектование звездочек: одни ребята остаются в том же составе, а те, кто не сдружился за первый год, составляют новую звездочку. На общем сборе октябрятской группы избирается командир, придумывается название звездочки, группы. Возможен выбор девиза группы и песня.

Важно, чтобы в выборе названия, речевки и песни участвовали все октябрята группы. Вожатые в каждой звездочке готовятся заранее защитить свои предложения.

В третьем классе октябрята уже втягиваются в разностороннюю жизнь школы, пионерской дружины. Для третьеклассника все более важным становятся отношения с товарищами, учителем, вожатыми. Главное содержание его жизни сосредотачивается в школе. Основными мотивами, побуждающими детей учиться, становятся познавательный интерес к содержанию учебных предметов и стремление занять определенное место в классе и коллективе сверстников.

О значимости общественного мнения в коллективе третьеклассников говорит отмеченная психологами деталь: в первом и втором классах ребенок одинаково реагирует на замечания учителя, вожатого наедине и перед классом, в третьем же классе более сильная реакция следует на замечание, сделанное перед классом. Самое большое влияние на положение третьеклассника в системе личных взаимоотношений оказывает его общественная активность, организаторские способности, отношение к учению. У них наблюдается более высокий уровень самосознания, который выражается в потребности осознавать свои поступки, действовать сознательно и обоснованно.

Эмоциональное самочувствие третьеклассников обуславливается уже не только мнением взрослых, и отношением к нему товарищей, мнение детского коллектива.

Если в предыдущих классах о пионерской организации ребята получали отрывочные сведения, то октябрята-третьеклассники начинают вплотную вести подготовку к вступлению в ряды пионеров Белорусской республиканской пионерской организации, они готовятся к переходу на новую ступеньку «Пионера-исследователя».

Особенности работы с октябрятами-третьеклассниками заключается в изменении роли учителя и усилении роли коллектива, общественного мнения, в опоре на новый уровень самосознания, на большую самостоятельность.

В начале учебного года на линейке пионерской дружины октябрятам-третьеклассникам вожатые-пионеры рассказывают кратко о Белорусской республиканской пионерской организации, о том, сколько пионеров у нас в республике, и ставят перед ними радостную перспективу – вступить в ряды пионеров-исследователей. А для того, чтобы стать пионером, надо знать историю пионерской организации Республики Беларусь.